
Исследования (10)
Исследование удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций 2015 г.
Автор Редактор сайтаАктуальность исследования удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников обусловлена контекстом развития инновационной экономики, конкурентоспособность которой во многом определяется квалификацией персонала, его ответственностью, готовностью осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.
Интерес к требованиям работодателей относительно будущих специалистов актуален сегодня и в связи с переменами в характере взаимоотношений между образовательными организациями профессионального образования и предприятиями. Сегодня наряду с государством главным заказчиком и потребителем выпускников начального и среднего профессионального образования становится множество самостоятельных предприятий, фирм, компаний. Они все больше должны определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки, формулируя четкий запрос на конкретные компетенции выпускника.
В настоящее время на рынке труда Хабаровского края преобладает спрос на квалифицированные кадры. Вместе с тем качество подготовки выпускников не соответствует требованиям предъявляемым организациями и предприятиями края к молодым специалистам.
Систематическое изучение удовлетворенности работодателей поможет руководителям образовательных учреждений своевременному принятию оперативных управленческих решений в области качества подготовки выпускников, для обеспечения и улучшения образовательного процесса учреждения.
Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы современного образовательного учреждения.
Методика исследования. Настоящее исследование проводилось с использованием социологического метода — экспертного опроса представителей предприятий.
В качестве экспертов выступали руководители, их заместители и начальники кадровых служб средних и крупных предприятий Хабаровского края.
Всего было опрошено 89 экспертов, что является достаточным для регионального исследования.
Исследование проводилось в период с 20 мая 2015 года по 20 июня 2015 года.
Обработка данных. Обработка социологических анкет осуществлялась специалистами Центра прогноза кадровых потребностей и содействия трудоустройству выпускников.
Предприятия Хабаровского края, принявшие участие в опросе:
Совгаванский филиал АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», Ателье мебели «Селена», ООО «Террако Восток», ООО «Аквалюкс Торг» ТД Вода «Сосновская», МУП «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района», ЗАО «Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота (ЗАО "ХРЭБ Флота"), ООО «Каравай», ОАО «Дальмостострой», Мостостроительный отряд, филиал в г. Хабаровске, ОАО «Дальмостострой», Мостостроительный отряд, филиал в г. Комсомольске-на-Амуре, МУП «Теплоцентраль», ООО «Мастер Климат», Вяземский филиал АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», ОАО «Теплоозерский цементный завод», ОАО «Дальмостострой», АО «ДРСК» Филиал «Приморские электрические сети», ЗАО «Востокметаллургремонт», ООО «Фонд жилищного строительства», ООО «Ванино Строй Монтаж», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ПАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Хабаровскводтранс», АО «ДРСК» «Приморские Центральные электрические сети», ОАО «Дальгипротранс», ЗАО КМУ «ДЭМ», ОАО «Востоксельэлектросетьстрой», ООО «ЖКХ Вознесенское», ООО «Амур-ЭП», ОАО «Дальстроймеханизация», ОАО «12 Авиационный ремонтный завод», АО «ДРСК» Филиал «Хабаровские электрические сети», ООО «ДВ ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА», АО «ДГК» Филиал «Хабаровская генерация «СП Хабаровская ТЭЦ-1», Дальневосточный банк Сбербанка России, ПАО, ЗАО Аквилон, ООО «Дальневосточные системы безопасности», АО «Дальневосточная генерирующая компания», АО «ДГК» филиал «Хабаровская генерация» СП «Комсомольская ТЭЦ-3», МУП «Производственное предприятие тепловых сетей», ЗАО «Хабаровск Автомост», ООО «Востокстрой», Филиал ОАО «Компания Сухой» «КНААЗ имени Ю. А. Гагарина», Производственный строительно-монтажный кооператив «Авиатор», ОАО «Сахалинэнерго», ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» Филиал «Хабаровскэнергосбыт», ООО «Комсомольская алюминиевая компания» (КОМАЛКО), ЗАО «Рэдком-Интернет», МУП города Хабаровска «Водоканал», ООО «РН» - Комсомольский НПЗ», ОАО «Ургалуголь», Филиал «Хабаровская генерация» АО «ДГК», ООО «179 судоремонтный завод», ОАО «МЭС Востока» - Филиал ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» (ОАО «Домостроительный завод»), Ателье «Багира», МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление», ООО «Столица-Трейд», ООО «Железобетон», ООО «УМС», ООО «ЮНИТЕХНО», ООО «Строительно-Дорожные Машины», ООО «Кондитерская фабрика «Хабаровская», ООО «Дальневосточная экспертиза и оценка», ОАО «Передвижная механизированная колонна № 83», Салон-ателье «Маргарита», ЗАО «Амур» Гостинично-развлекательный комплекс, АО «ДРСК» Филиал «Хабаровские электрические сети» - СП «Северные электрические сети», ПАО «Дальэнергомаш», ООО «ЛаВита», АО «Хабаровский грузовой автокомбинат», ООО ПСП «Завод ЖБИ», ООО «Востокрегиострой», ООО «Мастер плит», ОАО «Артель старателей «Амур», ОАО «ТрансСигналСтрой» СМП-807, МАУ «Дирекция спортивных сооружений города Хабаровска» (МАУ «ДСС»), ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы» (ЦИУС Востока, филиал в г. Хабаровске), ООО СК «Новые технологии Хабаровска», ФГУП «Российская Телевизионная и Радиовещательная Сеть», Рыболовецкий колхоз имени Ленина, АО «Шелеховский комплексный леспромхоз», ООО ПКФ «Электроавтоматика», ООО «АзияТранзитРегион», Издательский дом «Гранд Экспресс», ООО «Кредо» Пивоваренный завод, ОАО «Базалит ДВ», ЗАО «Комсомолка», ООО ПКФ «Электроавтоматика», ИП Комарова Е.Г. Рекламное агентство «Жирафа».
Рис. 1. Существует ли проблема с заполнением вакансий по профильным для Вашего предприятия рабочим профессиям и специальностям?
Как показал анализ анкет, только 10,1% работодателей редко сталкиваются с проблемами заполнения вакансий по профильным для предприятия специальностям. Часто возникают трудности у 19,1% респондентов, иногда – у 52,8%, всегда сталкиваются с данными проблемами 12,4% работодателей. Если в исследовании прошлого года ни один, среди опрошенных работодателей не ответил, что никогда не испытывает проблем с заполнением вакансий по профильным специальностям, то в этом году таких работодателей 3,4%. Затруднились с ответом 2,2% респондентов.
Рис. 2. Каким способом Вы ищете сотрудников?
Общая сумма превышает 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Как правило, большинство работодателей ищут подходящих сотрудников на вакантные места путем подачи объявлений в средствах массовой информации (86,5%) и обращаясь в службу занятости (69,7%).
Характерно, что в 53,9 % случаев работники сами приходят на предприятия для трудоустройства. Этот факт означает, с одной стороны, достаточно высокую активность субъектов рынка труда, а с другой — свидетельствует о необходимости специальной подготовки молодых людей к встрече с работодателями (навыки самопрезентации, коммуникативные умения и т. д.). Чем больше специалистов будет подготовлено к встрече с работодателями, тем чаще и увереннее они будут сами выдвигать свою кандидатуру на рынок труда.
Немалую роль при трудоустройстве имеют личные связи(47,2%).
41,6% работодателей для поиска сотрудников подают заявки в образовательные организации, и это, безусловно, положительная статистика. Стремление работодателей к сотрудничеству с образовательными организациями стремительно растет. Это значит, что работодатель стал больше доверять образовательным организациям и осознавать свою важную роль в системе образования.
Рис. 3. Считаете ли целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для Вашего предприятия специальностям?
На вопрос «Считаете ли Вы целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для Вашего предприятия специальностям?» большинство работодателей ответили «несомненно» (73,03%), 12,4% не видят в этом необходимости и 15,7% затруднились с ответом.
Направления сотрудничества предприятий с образовательными организациями профессионального образования (в процентах от числа опрошенных)
Таблица 1
Направления сотрудничества |
% |
1. Обновление материально-технической базы образовательных организаций |
10,1 |
2. Проведение занятий в образовательных организациях профессионального образования |
13,5 |
3. Разработка программ образовательных организаций профессионального образования |
10,1 |
4. Разработка программ учебной и производственной практики |
17,9 |
5. Организация стажировок для педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций |
13,5 |
6. Наше предприятие не сотрудничает с образовательными организациями |
10,1 |
Как показал опрос, лишь 10,1 % опрошенных никак не сотрудничает с профессиональными образовательными организациями (табл.1). Это свидетельствует о том, что между предприятиями и образовательными организациями налаживаются устойчивые связи.
Рис. 4. Удовлетворены ли Вы уровнем подготовки выпускников?
Как видно из диаграммы, менее половины работодателей (45%) удовлетворены уровнем подготовки выпускников, но в сравнении с прошлыми годами, этот показатель вырос (рис. 5).
Рис. 5. Удовлетворены ли Вы уровнем подготовки выпускников?(В динамике)
Как видно из диаграммы, за период с 2013 по 2015 г.г. наблюдается положительная динамика удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Требования работодателей к профессиональным навыкам (компетенциям), которые предъявляются к работникам, представлены в таблице 2:
Таблица 2
Обязательное требование |
% |
Желательное требование |
% |
Профессиональные умения и навыки |
85,4 |
Профессиональные умения и навыки |
15,7 |
Личностные качества |
47,2 |
Личностные качества |
32,6 |
Исполнительская дисциплина |
79,8 |
Исполнительская дисциплина |
15,7 |
Инициатива в работе |
41,6 |
Инициатива в работе |
25,8 |
Самостоятельность |
44,9 |
Самостоятельность |
22,5 |
Организаторские способности |
21,3 |
Организаторские способности |
31,5 |
Способность к планированию |
26,9 |
Способность к планированию |
20,2 |
Готовность к передаче опыта |
25,8 |
Готовность к передаче опыта |
34,8 |
Коллективизм |
28,1 |
Коллективизм |
25,8 |
Независимость |
3,4 |
Независимость |
10,1 |
Коммуникативность |
39,3 |
Коммуникативность |
30,3 |
Способность к освоению новой техники |
56,2 |
Способность к освоению новой техники |
25,8 |
Гибкость |
25,8 |
Гибкость |
17,9 |
Умение себя презентовать |
4,5 |
Умение себя презентовать |
19,1 |
Дополнительные навыки и требования |
5,6 |
Дополнительные навыки и требования |
11,2 |
Вождение автомобиля |
5,6 |
Вождение автомобиля |
23,6 |
Умение работать на компьютере |
49,4 |
Умение работать на компьютере |
17,9 |
Поиск информации |
22,5 |
Поиск информации |
14,6 |
Предпринимательство |
0 |
Предпринимательство |
5,6 |
Знание иностранных языков |
1,1 |
Знание иностранных языков |
11,2 |
Физическая подготовка |
4,5 |
Физическая подготовка |
20,2 |
Проведенный опрос показал, что обязательным требованием работодателей к своим сотрудникам считается в первую очередь профессиональные умения и навыки (85,4%). В качестве желаемых требований к навыкам и умениям работников большинство работодателей выделяют, прежде всего, личностные качества (32,6), организаторские способности (31,5%), коммуникативность (30,3%).
Если сравнить выпускника учреждения профессионального образования 5 лет назад и сегодня, как изменилось качество его подготовки? Если изменилось, то в чем причина, на Ваш взгляд?
Рис. 6. Если сравнить выпускника профессиональной образовательной организации 5 лет назад и сегодня, как изменилось качество его подготовки? Если изменилось, то в чем причина, на Ваш взгляд?
Исследование зафиксировало, что качество подготовки выпускников в сегодняшней системе профессионального образования не устраивает 27% работодателей, 33,7% респондентов считают, что качество подготовки не изменилось за последние 5 лет, 32,6% затруднились с ответом, и всего 6,7% работодателей довольны изменением качества подготовки выпускников в лучшую сторону.
Рис. 7. Занимается ли Ваше предприятие организацией повышения квалификации персонала? Считаете ли Вы необходимым регулярное повышение квалификации?
Как видно из диаграммы, более половины опрошенных предприятий (84,3%) занимаются организацией повышения квалификации персонала.
Работодателям был задан вопрос: «Что, по-вашему, нужно изменить в системе подготовки кадров, чтобы она стала эффективной и качественной?». 38,2% работодателей воздержались от ответа, остальные предлагали следующие варианты:
- Наладить более тесное сотрудничество с потенциальными работодателями: совместное проведение семинаров, выезды студентов на производство;
- Необходимо увеличить практическую часть учебного процесса;
- Проводить стажировки преподавателей с производственным процессом на предприятиях города;
- Обеспечить оснащение образовательных организаций современным оборудованием, идентичным оборудованию на предприятиях.
- Программы обучения адаптировать под требования производства.
- Необходима ориентация подготовки специалистов на требования конкретного предприятия;
- Возобновить подготовку и обучение рабочих профессий в сфере судоремонта;
- Необходимо ужесточить требования к сдаче зачетов и экзаменов.
Рис. 8. Знаете ли Вы, что сертификация - это внешняя (независимая) оценка профессиональных квалификаций работника?
Как показал опрос, 80,9% работодателей знают, что сертификация – это внешняя оценка профессиональных квалификаций работника. 11,2% не знают, что такое сертификация.
Рис. 9. Учитывает ли Ваше предприятие/организация при приеме на работу наличие квалификационного сертификата у соискателя?
Проведенный опрос показал, что 64,1% работодателей, при приеме на работу не учитывают наличие квалификационного сертификата у соискателя.
Рис. 10. Наличие квалификационного сертификата у выпускника профессиональной образовательной организации повлияет на Ваше решение о приеме его на работу?
Анализ анкет показал, что наличие квалификационного сертификата у выпускника профессиональной образовательной организации повлияет на решение о приеме его на работу 55,1% работодателей.
Рис. 11. Знаете ли Вы и Ваши работники о возможности определения или подтверждения квалификационного уровня специалиста через прохождение процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций?
Как видно из диаграммы, 58,5% работодателей знакомы с процедурой оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
Рис. 12. Готовы ли Вы воспользоваться услугами Центра сертификации профессиональных квалификаций Института?
Более половины респондентов (56,2%) готовы воспользоваться услугами Центра сертификации профессиональных квалификаций.
Анализ анкет показал, что все еще существует проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров на предприятиях города. Работодатели готовы на сотрудничество с образовательными организациями, большинство работодателей уже принимают участие в разработке программ учебной и производственной практики совместно с учебными заведениями. Наблюдается положительная динамика удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Рис. 5. Удовлетворены ли Вы уровнем подготовки выпускников?(В динамике)
Как видно из диаграммы, за период с 2013 по 2015 г.г. наблюдается положительная динамика удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Требования работодателей к профессиональным навыкам (компетенциям), которые предъявляются к работникам, представлены в таблице 2:
Обязательное требование |
% |
Желательное требование |
% |
Профессиональные умения и навыки |
85,4 |
Профессиональные умения и навыки |
15,7 |
Личностные качества |
47,2 |
Личностные качества |
32,6 |
Исполнительская дисциплина |
79,8 |
Исполнительская дисциплина |
15,7 |
Инициатива в работе |
41,6 |
Инициатива в работе |
25,8 |
Самостоятельность |
44,9 |
Самостоятельность |
22,5 |
Организаторские способности |
21,3 |
Организаторские способности |
31,5 |
Способность к планированию |
26,9 |
Способность к планированию |
20,2 |
Готовность к передаче опыта |
25,8 |
Готовность к передаче опыта |
34,8 |
Коллективизм |
28,1 |
Коллективизм |
25,8 |
Независимость |
3,4 |
Независимость |
10,1 |
Коммуникативность |
39,3 |
Коммуникативность |
30,3 |
Способность к освоению новой техники |
56,2 |
Способность к освоению новой техники |
25,8 |
Гибкость |
25,8 |
Гибкость |
17,9 |
Умение себя презентовать |
4,5 |
Умение себя презентовать |
19,1 |
Дополнительные навыки и требования |
5,6 |
Дополнительные навыки и требования |
11,2 |
Вождение автомобиля |
5,6 |
Вождение автомобиля |
23,6 |
Умение работать на компьютере |
49,4 |
Умение работать на компьютере |
17,9 |
Поиск информации |
22,5 |
Поиск информации |
14,6 |
Предпринимательство |
0 |
Предпринимательство |
5,6 |
Знание иностранных языков |
1,1 |
Знание иностранных языков |
11,2 |
Физическая подготовка |
4,5 |
Физическая подготовка |
20,2 |
Таблица 2
Социологическое исследование информированности населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования 2015
Автор Редактор сайтаВ современных условиях стремительного технологического развития во всем мире выдвигаются новые, все более жесткие требования ко всем составляющим экономической системы в целом и к качеству трудовых ресурсов в частности. Знания и навыки теряют свою актуальность с невероятной скоростью, особенно в высокотехнологичных секторах экономики. Именно поэтому важной задачей является постоянная актуализация перечня особо востребованных на рынке труда профессий и специальностей на текущий момент и среднесрочную перспективу, в том числе, необходимых знаний, умений и навыков, предъявляемых к работнику. Следующим важным условием является обеспечение информированности о востребованных профессиях и специальностях и возможностях получения профессионального образования населению, включая абитуриентов и их родителей, для принятия решений, связанных с выбором образовательных траекторий.
Следовательно, изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях.
На сегодняшний момент наблюдается слабая осведомленность населения об образовательных организациях Хабаровского края и специальностях/профессиях, что приводит к случайному выбору специальностей и профессий при поступлении в профессиональные образовательные организации.
Недостаточная информированность населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования ведет к проблеме профессионального самоопределения: отсутствию мотивации на полноценное обучение, неконкурентоспособности выпускника на рынке труда после окончания образовательной организации, трудности в трудоустройстве.
Специалистами Центра прогноза кадровых потребностей КГБОУ ДПО ХКИППКСПО проведено социологическое исследование по информированности населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования.
Цель исследования – выявление уровня информированности разных целевых групп о профессиях и специальностях, возможностях получения профессионального образования в Хабаровском крае.
Задачами исследования является:
- выявление степени информированности респондентов;
- определение основных источников, каналов информированности опрошенных о профессиях/специальностях и образовательных организациях Хабаровского края.
Обработка социологических анкет осуществлялась специалистами Центра прогноза кадровых потребностей.
Исследование проводилось в период с октября 2015 г. по июнь 2016 г., в 4 этапа. Всего опрошено 2404 респондентов из разных целевых групп.
На первом этапе исследования была опрошена целевая группа, которая состояла из первокурсников профессиональных образовательных организаций г.Хабаровска и г.Комсомольска-на-Амуре. Методом анкетирования было опрошено 1949 студентов.
Рис.1.Что Вы знаете о выбранной профессии?
Результаты исследования показали, что по сравнению с первокурсниками прошлого года, нынешние первокурсники лучше знают о выбранной профессии, а именно об условиях труда, профессиональных качествах и востребованности профессии на рынке труда. По-прежнему остается процент респондентов, ничего не знающих о выбранной профессии, но он ниже, чем в прошлом году (0,4%).
Рис.2.Факторы, повлиявшие на выбор профессии
Как видно из диаграммы, первокурсники 2015 г. при выборе профессии больше ориентировались на мнение членов семьи (32,3%), а нынешние студенты отдают предпочтение престижу профессии (36,4).
Рис.3.Факторы, определившие выбор образовательной организации
Как видно из диаграммы, в 2016 году активность первокурсников увеличилась, показатели ответов возросли, но в целом, главным фактором выбора образовательной организации был и остается «совет родителей, друзей, педагогов, знакомых».
Рис.4.Источники информации
Определиться с выбором профессии первокурснику помогали различные источники информации. Наиболее популярными информаторами были и остаются знакомые и друзья. На втором месте по популярности – интернет.
К советам родителей прислушиваются только одна треть опрошенных респондентов, а СМИ и вовсе самый непопулярный источник.
На втором этапе исследования в качестве целевой группы выступали родители школьников выпускных классов общеобразовательных школ г. Хабаровска. Было опрошено 119 респондентов.
Рис. 1. Рассматриваете ли Вы возможность обучения Вашего ребенка в учреждениях среднего или начального профессионального образования (техникумы, колледжи, профессиональные училища)
Как показал опрос, большинство родителей только в крайнем случае рассматривают возможность обучения своего ребенка в профессиональных образовательных организациях. Это говорит о том, что они ориентированы на высшую школу. Такая тенденция сохраняется, на протяжении двух лет.
Рис. 2. Определились ли Вы с профессиональной образовательной организацией, в которой планирует обучение Ваш ребенок?
На момент опроса большинство родителей уже определились с тем, где будет учиться их ребенок.
Рис. 3. Почему Вы выбрали именно эту профессиональную образовательную организацию?
Исследование зафиксировало, что за последние два года у родителей практически не изменились предпочтения при выборе образовательной организации, по-прежнему ценится высокое качество образования.
Рис. 4. Самое важное в выбранной профессии, по мнению родителей?
Опрос показал, что самое главное для родителей, при выборе профессии, чтоб она отвечала способностям и желаниям ребенка.
Третьим этапом исследования были опрошены будущие абитуриенты. Участие принимали 236 школьников г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска.
Рис. 1. Что Вы знаете о выбранной профессии?
Как видно из диаграммы, менее половины абитуриентов что-либо знают о выбранной профессии. Это говорит о слабой профориентационной работе в школе и личной незаинтересованности школьников познавать мир профессий.
Рис. 2. На Ваш выбор повлияли:
Проведенный опрос показал, что в нынешнем и предыдущем годах наибольшее влияние на школьников при выборе профессии и образовательной организации оказывают родители.
Следующим, четвертым этапом исследования стало проведение опроса населения. Всего было опрошено 100 респондентов.
Рис.1. Источники получения информации
Как видно из диаграммы, главными источниками информации для населения являются интернет и СМИ.
Рис.2. Какая информация о состоянии регионального рынка труда является для Вас актуальной, интересной?
Информированность населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования – важная ступень на пути к формированию профессиональной карьеры. И от того, насколько нынешние школьники информированы, зависит выбор их будущей профессии. А от правильного выбора профессии зависит их будущая карьера, благосостояние и экономика края в целом.
Исследование удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций в 2014 году
Автор Редактор сайтаАктуальность исследования удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников обусловлена контекстом развития инновационной экономики, конкурентоспособность которой во многом определяется квалификацией персонала, его ответственностью, готовностью осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.
Интерес к требованиям работодателей относительно будущих специалистов актуален сегодня и в связи с переменами в характере взаимоотношений между образовательными организациями профессионального образования и предприятиями. Сегодня, наряду с государством, главным заказчиком и потребителем выпускников профессиональных образовательных организаций становятся самостоятельные предприятия, фирмы, компании. Они все больше должны определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки, формулируя четкий запрос на конкретные компетенции выпускника.
В настоящее время на рынке труда Хабаровского края преобладает спрос на квалифицированные кадры. Вместе с тем качество подготовки выпускников не соответствует требованиям, предъявляемым организациями и предприятиями края к молодым специалистам.
Систематическое изучение удовлетворенности работодателей поможет руководителям образовательных учреждений своевременному принятию оперативных управленческих решений в области качества подготовки выпускников для обеспечения и улучшения образовательного процесса учреждения.
Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы современного образовательного учреждения.
Методика исследования. Настоящее исследование проводилось с использованием социологического метода – экспертного опроса представителей предприятий.
В качестве экспертов выступали руководители, их заместители и начальники кадровых служб средних и крупных предприятий Хабаровского края.
Всего было опрошено 100 экспертов, что является достаточным для регионального исследования.
Исследование проводилось в период с 20 мая 2014 года по 20 июня 2014 года.
Обработка данных. Обработка социологических анкет осуществлялась специалистами Центра прогноза кадровых потребностей и содействия трудоустройству выпускников.
Предприятия Хабаровского края, принявшие участие в опросе:
ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «Мостовик плюс», ОАО «СК» Агроэнерго», ОАО КБ «Уссури», ООО «Равиоль», ООО ПКФ «Электроавтоматика», филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», МУП г. Хабаровска «Стрела», ООО «Энергоимпульс»,
ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ООО «Хабаровский ликеро-водочный завод», ООО «Хабаровское предприятие «Центр упаковки и печати», ОАО «Хабаровский завод имени А.М. Горького», филиал «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «ДГК», ООО «Русь», Дальневосточный банк Сбербанка России, ОАО «Дальэнергомаш», ОАО «Хабаровскнефтепродукт», ООО «Компания АЮСС», ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», ООО «Завод защитно-декоративных покрытий», ООО «Амур-ЭП»,
ОАО «Дальстроймеханизация», ООО «Крем-студия», ОАО «Хабаровский домостроительный завод», ООО «Эй-Пи Трейд», ООО «ПК Амур»,
ЗАО «Фоксэль», ЗАО «Соя», ОАО «Племптицезавод «Хабаровский»,
ООО «Новоторг», ЗАО «Комсомолка», ООО «Амур Форест»,
ООО «ПМ Строй», ООО НО «Чуин», ООО «Артстрой», ООО «Хабаровск-Тара», ООО «Изограф», ЗАО «Строительные материалы и керамика ДВ»,
ОАО «ЖБИ №4 им. В.И. Коновалова», ООО «Кипер», ООО «Бетон-Комсомольск», ООО «455 металлообрабатывающий завод»,
ОАО «Амурлитмаш», ЗАО «Экспо», ОАО «Амурский кабельный завод», филиал «Дальневосточный» ОАО «Оборонэнерго», ОАО «12 Авиационный ремонтный завод», ЗАО «Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота», ОАО «Хабаровсккрайгаз».
Как показал анализ анкет, только 4,3% работодателей редко сталкиваются с проблемами заполнения вакансий по профильным для предприятия специальностям. Многие отметили, что трудности подбора кадров существуют часто или всегда – по 26,08% соответственно. Важно, что ни один среди опрошенных работодателей не ответил, что никогда не испытывает проблем с заполнением вакансий по профильным специальностям. То есть на сегодняшний момент работодатели сталкиваются с трудностями при подборе квалифицированных кадров (рис. 1).
Рис. 1. Существует ли проблема с заполнением вакансий
по профильным для вашего предприятия специальностям?
Как правило, большинство работодателей ищут подходящих сотрудников на вакантные места путем размещения объявления в средствах массовой информации (91,3%) и обращаясь в службу занятости (73,9%). Объявления на предприятии о свободных вакансиях размещают 52,2% работодателей (рис.2).
Рис. 2. Каким способом вы ищете сотрудников?
Общая сумма превышает 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов ответов.
65,2% работодателей для поиска сотрудников подают заявки в учебные заведения, и это, безусловно, положительная статистика. Стремление работодателей к сотрудничеству с образовательными организациями растет. Это значит, что работодатель стал больше доверять учебным заведениям и осознавать свою важную роль в системе образования.
Характерно, что в 69,6% случаев работники сами приходят на предприятия для трудоустройства. Этот факт означает, с одной стороны, достаточно высокую активность субъектов рынка труда, а с другой – свидетельствует о необходимости специальной подготовки молодых людей к встрече с работодателями (навыки самопрезентации, коммуникативные умения). Чем больше специалистов будет подготовлено к встрече с работодателями, тем чаще и увереннее они будут сами выдвигать свою кандидатуру на рынок труда.
Немалую роль при трудоустройстве имеют личные связи (69,6%).
На вопрос «Считаете ли Вы целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для вашего предприятия специальностям?» большинство работодателей ответили «несомненно» (82,6%) (рис.3).
Рис. 3. Считаете ли целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для вашего предприятия специальностям?
Не считают необходимым сотрудничать с учебными заведениями 8,7% работодателей, остальная часть опрошенных (8,7%) затруднились ответить.
Устойчивые связи предприятий и организаций с образовательными организациями профессионального образования все еще не налажены: 74% опрошенных никак не сотрудничает с образовательными организациями профессионального образования (табл. 1).
Таблица 1
Направления сотрудничества предприятий с образовательными организациями профессионального образования
(в процентах от числа опрошенных)
Направления сотрудничества |
% |
1. Обновление материально-технической базы учебных заведений |
13,04 |
2. Проведение занятий в профессиональных образовательных организациях |
8,7 |
3. Разработка программ профессиональных образовательных организаций |
8,7 |
4. Разработка программ учебной и производственной практики |
26,08 |
5. Наше предприятие никак не сотрудничает с этими учреждениями |
74 |
Уровнем подготовки выпускников удовлетворены 43,5% работодателей, 34,8% опрошенных не удовлетворены, 21,7% не определились с конкретным ответом, мотивируя это тем, что каждый год выпускники разные, все зависит от специальности и должности, а также многое зависит от личностных качеств выпускника, его увлеченности выбранной профессии.
Рис. 4. Удовлетворены ли вы уровнем подготовки выпускников?
Рис. 5. Удовлетворены ли вы уровнем подготовки выпускников?
Как видно из диаграммы, наблюдается положительная тенденция удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников по сравнению с прошлым годом.
Требования работодателей к профессиональным навыкам (компетенциям) наглядно изображены на рисунке 6:
Cоциологическое исследование по информированности населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования
Автор Редактор сайтаВ современных условиях стремительного технологического развития во всем мире выдвигаются новые, более жесткие требования ко всем составляющим экономической системы в целом и к качеству трудовых ресурсов в частности. Знания и навыки теряют свою актуальность с невероятной скоростью, особенно в высокотехнологичных секторах экономики. Именно поэтому важной задачей является постоянная актуализация перечня особо востребованных на рынке труда профессий и специальностей на текущий момент и среднесрочную перспективу, в том числе, необходимых знаний, умений и навыков, предъявляемых к работнику. Следующим важным условием является обеспечение информированности абитуриентов и их родителей о востребованных профессиях, специальностях и возможностях получения профессионального образования для принятия решений, связанных с выбором образовательных траекторий.
Следовательно, изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях.
На сегодняшний момент осведомленность населения об образовательных организациях Хабаровского края и специальностях/профессиях слабая, что приводит к случайному выбору специальностей и профессий при поступлении в профессиональные образовательные организации.
Недостаточная информированность населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования ведет к проблеме профессионального самоопределения: отсутствию мотивации на полноценное обучение, неконкурентоспособности выпускника на рынке труда, сложности в трудоустройстве.
Специалистами центра прогноза кадровых потребностей и содействия трудоустройству выпускников КГБОУ ДПО ХКИППКСПО проведено социологическое исследование по информированности населения о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования.
Цель исследования – выявление уровня информированности разных целевых групп о профессиях и специальностях, возможностях получения профессионального образования в Хабаровском крае.
Задачи исследования:
1. Выявить степень информированности респондентов.
2. Определить основные источники, каналы информированности о профессиях/специальностях и образовательных организациях.
Обработка социологических анкет осуществлялась специалистами Центра прогноза кадровых потребностей и содействия трудоустройству выпускников.
Исследование проводилось в период с ноября 2014 г. по май 2015 г., в пять этапов. Всего опрошено 3965 респондентов из разных целевых групп.
1 этап
Целевая группа – первокурсники профессиональных образовательных организаций г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре.
Сроки исследования: ноябрь–декабрь 2014 г.
Метод исследования: анкетный опрос (экспресс-опрос) обучающихся первого курса профессиональных образовательных организаций. Выборка сплошная. Опрошено 2238 студентов.
Результаты исследования показали, что первокурсники 2014 г. в выборе профессии (32,3%) и образовательной организации (37%) в первую очередь руководствовались мнением родителей. Именно родители больше всего влияют на формирование у ребенка представления о себе, своих склонностях и умениях, на дальнейший выбор профессии. В связи с этим возникла потребность в проведении исследования информированности самих родителей, для выяснения, какими источниками информации они пользуются, знают ли о состоянии рынка труда.
2 этап
Целевая группа: родители школьников выпускных классов общеобразовательных школ г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре.
Сроки исследования: 20 января – 30 апреля 2015 г.
Метод исследования: анкетный опрос (экспресс-опрос). Выборка сплошная. Участие принимали 19 школ Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре, г. Хабаровск). Всего опрошено 426 родителей.
По мнению большинства родителей (63,1%) в выбранной профессии самое важное, чтобы она отвечала требованиям и желаниям ребенка.
19,5% родителей ориентированы на получение их ребенком только высшего образования. Но при этом большинство родителей считают востребованными рабочие профессии (33,4%).
Это свидетельствует о том, что родители абсолютно не информированы о состоянии рынка труда, о потребности экономики в целом.
Информированность абитуриентов о профессиях и специальностях Хабаровского края и возможностях получения профессионального образования – важная ступень на пути к формированию профессиональной карьеры. И от того насколько нынешние школьники информированы зависит выбор их будущей профессии. В свою очередь, правильный выбор профессии определяет будущую карьеру, благосостояние и развитие экономики края в целом.
3 этап
Целевая группа: будущие абитуриенты.
Сроки исследования: январь–апрель 2015 г.
Методика исследования: анкетный опрос (экспресс-опрос) выпускников школ. Выборка сплошная. Участие принимали 985 школьников г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска.
Проведенный опрос показал, что большинство будущих абитуриентов в поиске образовательной организации обращаются за помощью на интернет-сайты (42,3%). Это говорит о том, что нынешние абитуриенты используют современные технологии, а не опираются на мнение родственников и знакомых.
Следующий, четвертый этап исследования, – проведение опроса населения.
4 этап
Целевая группа: мужчины, женщины в возрасте от 25 до 65 лет (далее – население).
Сроки исследования: январь–апрель 2015 г.
Методика исследования: анкетный опрос (экспресс-опрос) населения. Выборка сплошная. Всего опрошено 116 респондентов.
Исследование зафиксировало, что быть в курсе состояния рынка труда и узнавать о востребованных профессиях респондентам помогает, в первую очередь, Интернет (69,9%). По мнению большинства (83,6%) самыми востребованными являются рабочие профессии.
5 этап
Целевая группа: взрослое население (посетители) и потенциальные абитуриенты 2015 года на выставке-ярмарке «Парад профессий».
Срок исследования: 15 мая 2015 г.
Методика исследования: анкетный опрос. Выборка сплошная. Всего опрошено 200 респондентов.
Сравнивая результаты опроса первокурсников 2014 года и абитуриентов 2015 года можно констатировать, что потенциальные абитуриенты 2015 года при выборе профессии и образовательной организации менее подвержены советам родителей, друзей и сверстников, больше ориентированы на качественную подготовку по специальности, престиж профессии, престиж образовательной организации, комфортные условия для учебы и проживания. Но есть и негативный фактор – случайные обстоятельства. В сравнении с первокурсниками прошлого года количество потенциальных абитуриентов 2015 года, выбравших профессию по случайным обстоятельствам, увеличилось. Данные представлены в таблице 1:
Таблица 1
Вопрос |
Первокурсники 2014 г., % |
Абитуриенты 2015 г., % |
Что вы знаете о выбранной профессии? |
||
условия труда |
36,5 |
35,9 |
профессиональные качества |
49,1 |
49,9 |
где можно получить эту профессию |
- |
43,9 |
востребованность на рынке труда |
46,2 |
32,3 |
На ваш выбор повлияли: |
||
семья, родители |
32,3 |
41,6 |
школа, учителя |
7,4 |
8,2 |
сверстники, друзья |
15,4 |
8,2 |
престиж профессии |
29,6 |
37,7 |
случайные обстоятельства |
22,5 |
27,7 |
Укажите, какие факторы определили ваш выбор образовательной организации: |
||
район (город), в котором она расположена |
29,9 |
27,1 |
престиж образовательной организации |
27,4 |
29,1 |
совет родителей, друзей, педагогов, знакомых |
37 |
35,5 |
качественная подготовка по специальности |
23,5 |
34,3 |
комфортные условия для учебы и проживания |
20,4 |
23,7 |
содействие в трудоустройстве своих выпускников |
8,3 |
5,4 |
Из каких источников информации вы узнали об интересующем вас образовательном учреждении? |
||
СМИ |
10,8 |
15,8 |
родители |
28,8 |
38,9 |
знакомые, друзья |
48,6 |
27,6 |
Интернет |
26,8 |
42,3 |
Рис. 1. Что Вы знаете о выбранной профессии?
Как видно из диаграммы, и первокурсники, и абитуриенты хорошо осведомлены о профессиональных качествах выбранной профессии. На втором месте у первокурсников такой фактор, как востребованность на рынке труда, в то время как абитуриенты мало о нем знают. Для абитуриента важно, где можно получить выбранную профессию.
Рис. 2. Факторы, повлиявшие на выбор профессии
На выбор профессии первокурсников, так же как и потенциальных абитуриентов, в первую очередь повлияла семья, родители. Престиж профессии – второй по популярности фактор, повлиявший на выбор профессии обеих групп. Третий по популярности фактор – случайные обстоятельства. Первокурсники при выборе профессии больше прислушивались к советам сверстников и друзей (15,4%), чем учителей в школе (7,4%). Будущие абитуриенты 2015 года учитывают мнение сверстников и учителей в равном количестве – 8,2%.
Рис.3 .Факторы, определившие выбор образовательной организации
Главный определяющий фактор в выборе образовательной организации у первокурсников – это советы родителей, друзей, педагогов и знакомых (37%). На втором месте по популярности, но со значительной разницей в процентах (29,9%) – район (город), в котором расположена образовательная организация.
У будущих абитуриентов 2015 года наиболее популярным фактором, определяющим выбор образовательной организации, также являются советы родителей, друзей, педагогов и знакомых (35,5%), но в процентном соотношении этот фактор не сильно оторван от других ответов. Так, например, качественная подготовка по специальности – второй по популярности ответ (34,3%), престиж образовательной организации – третий (29,1%).
Рис. 4. Источники информации
У первокурсников наиболее популярным источником информации являются советы знакомых и друзей – 48,6%, а у абитуриентов – Интернет (42,3%), в то время как первокурсники прибегают к услугам Интернета – 26,8%.
Школьникам г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска был задан вопрос «Какие профессии вы считаете наиболее востребованными сегодня на рынке труда?» Результаты ответов приведены в таблице 2:
Таблица 2
№ |
Востребованная профессия |
Кол-во человек |
% |
№ |
Востребованная профессия |
Кол-во человек |
% |
1 |
рабочие профессии |
329 |
33,4 |
22 |
психолог |
8 |
0,8 |
|
в том числе: |
23 |
дизайнер |
7 |
0,7 |
||
строитель |
67 |
6,8 |
24 |
журналист |
6 |
0,6 |
|
рабочие |
58 |
5,9 |
25 |
машиностроение |
6 |
0,6 |
|
слесарь |
33 |
3,4 |
26 |
ученые |
5 |
0,5 |
|
повар, кондитер |
36 |
3,7 |
27 |
предприниматель |
5 |
0,5 |
|
сварщик |
31 |
3,1 |
28 |
прокурор |
5 |
0,5 |
|
механик |
26 |
2,6 |
29 |
соц. работник |
4 |
0,4 |
|
автомеханик |
15 |
1,5 |
30 |
пилот |
4 |
0,4 |
|
электрик |
13 |
1,3 |
31 |
криминалист |
3 |
0,3 |
|
водитель |
12 |
1,2 |
32 |
технолог |
3 |
0,3 |
|
сантехник |
5 |
0,5 |
33 |
логист |
3 |
0,3 |
|
машинист |
5 |
0,5 |
34 |
таможенник |
3 |
0,3 |
|
тракторист |
5 |
0,5 |
35 |
сотрудник ФСБ |
2 |
0,2 |
|
бульдозерист |
4 |
0,4 |
36 |
авиастроитель |
2 |
0,2 |
|
токарь |
3 |
0,3 |
37 |
воспитатель |
2 |
0,2 |
|
плотник |
3 |
0,3 |
38 |
риэлтор |
2 |
0,2 |
|
крановщик |
2 |
0,2 |
39 |
ветеринар |
2 |
0,2 |
|
шахтеры |
2 |
0,2 |
40 |
эколог |
1 |
0,1 |
|
электромонтажник |
1 |
0,1 |
41 |
лингвист |
1 |
0,1 |
|
швея |
1 |
0,1 |
42 |
специалист по кадрам |
1 |
0,1 |
|
арматурщик |
1 |
0,1 |
43 |
авиадиспетчер |
1 |
0,1 |
|
геодезист |
1 |
0,1 |
44 |
оценка недвижимости |
1 |
0,1 |
|
столяр |
1 |
0,1 |
45 |
спортсмен |
1 |
0,1 |
|
клепальщик |
1 |
0,1 |
46 |
почтальон |
1 |
0,1 |
|
электромонтер |
1 |
0,1 |
47 |
декоратор |
1 |
0,1 |
|
сталевар |
1 |
0,1 |
48 |
газовик |
1 |
0,1 |
|
мебельщик |
1 |
0,1 |
49 |
лифтер |
1 |
0,1 |
|
2 |
медицинский работник |
229 |
23,2 |
50 |
физик-ядерщик |
1 |
0,1 |
3 |
учитель |
163 |
16,5 |
51 |
стюардесса |
1 |
0,1 |
4 |
инженер |
116 |
11,8 |
52 |
социолог |
1 |
0,1 |
5 |
юрист |
58 |
5,9 |
53 |
проектировщик |
1 |
0,1 |
6 |
программист, IT специалист |
48 |
4,9 |
54 |
кондуктор |
1 |
0,1 |
7 |
экономист |
45 |
4,6 |
55 |
оператор |
1 |
0,1 |
8 |
сотрудник МВД |
34 |
3,5 |
56 |
делопроизводитель |
1 |
0,1 |
9 |
бухгалтер |
27 |
2,7 |
57 |
космонавт |
1 |
0,1 |
10 |
архитектор |
25 |
2,5 |
58 |
геолог |
1 |
0,1 |
11 |
военный |
19 |
1,9 |
59 |
энергетик |
1 |
0,1 |
12 |
менеджер |
18 |
1,8 |
60 |
химик |
1 |
0,1 |
13 |
продавец |
17 |
1,7 |
61 |
страховщик |
1 |
0,1 |
14 |
адвокат |
17 |
1,7 |
62 |
сервис и туризм |
1 |
0,1 |
15 |
сфера услуг |
17 |
1,7 |
63 |
актер |
1 |
0,1 |
16 |
переводчик |
15 |
1,5 |
64 |
телеведущий |
1 |
0,1 |
17 |
сотрудник МЧС |
10 |
1,01 |
65 |
фармацевт |
1 |
0,1 |
18 |
нефтяник |
9 |
0,9 |
66 |
кинооператор |
1 |
0,1 |
19 |
сотрудник РЖД |
9 |
0,9 |
67 |
металлургия |
1 |
0,1 |
20 |
судья |
8 |
0,8 |
68 |
торговля |
1 |
0,1 |
21 |
сотрудник банка |
8 |
0,8 |
|
|
Как видно из таблицы, рабочие профессии занимают первую строчку и являются самыми востребованными по мнению школьников. На втором месте по популярности – медицинские работники. В эту группу вошли разные профессии медицинской сферы: от младшего персонала (медсестра) до квалифицированных врачей. Высокие позиции в рейтинге занимают следующие профессии: учитель, инженер, юрист, программист, экономист, сотрудник полиции, бухгалтер, архитектор, военный.
В таблице 3 приведено сравнение ответов школьников г. Хабаровска и школьников г. Комсомольска-на-Амуре:
Таблица 3
№ |
Вопрос |
Абитуриенты г. Комсомольск-на-Амуре, % |
Абитуриенты г. Хабаровск, % |
1 |
Выбрали ли вы будущую профессию? |
||
да |
53,4 |
54,4 |
|
нет |
46,6 |
45,6 |
|
2 |
Определились ли вы с выбором образовательной организации? |
||
да |
33,9 |
45,5 |
|
нет |
66,1 |
54,5 |
|
3 |
Что вы знаете о выбранной профессии? |
||
условия труда |
28,7 |
37,5 |
|
профессиональные качества |
49,4 |
49,9 |
|
где можно получить эту профессию |
44,8 |
43,5 |
|
востребованность на рынке труда |
22,9 |
34,5 |
|
4 |
На ваш выбор повлияли: |
|
|
семья, родители |
38,5 |
42,5 |
|
школа, учителя |
12,1 |
7,6 |
|
сверстники, друзья |
10,3 |
7,9 |
|
престиж профессии |
37,4 |
38,1 |
|
случайные обстоятельства |
25,3 |
27,4 |
|
5 |
Укажите, какие факторы определили ваш выбор образовательной организации: |
||
район (город), в котором оно расположено |
28,7 |
26,5 |
|
престиж образовательной организации |
24,1 |
30,8 |
|
совет родителей, друзей, педагогов, знакомых |
37,4 |
34,9 |
|
качественная подготовка по специальности |
39,7 |
32,9 |
|
комфортные условия для учебы и проживания |
26,4 |
23,1 |
|
содействие в трудоустройстве своих выпускников |
5,2 |
5,6 |
|
другой вариант |
0,6 |
0,9 |
|
6 |
Из каких источников информации вы узнали об интересующей вас образовательной организации? |
||
СМИ |
20,7 |
14,9 |
|
родители |
45,9 |
37,3 |
|
знакомые, друзья |
30,5 |
27,2 |
|
Интернет |
40,2 |
42,6 |
|
другое |
18,4 |
22,8 |
Рис. 5. Выбрали ли вы будущую профессию?
Таблица 4
№ |
Выбранная профессия (г. Комсомольск-на-Амуре) |
Кол-во человек |
% |
№ |
Выбранная профессия (г. Комсомольск-на-Амуре) |
Кол-во человек |
% |
1 |
медицинский работник |
9 |
5,2 |
23 |
дизайнер-архитектор |
1 |
0,6 |
2 |
автомеханик |
7 |
4,02 |
24 |
оператор нефтезавода |
1 |
0,6 |
3 |
юрист |
6 |
3,4 |
25 |
научный сотрудник |
1 |
0,6 |
4 |
банковский работник |
6 |
3,4 |
26 |
машинист |
1 |
0,6 |
5 |
бухгалтер |
4 |
2,3 |
27 |
переводчик |
1 |
0,6 |
6 |
экономист |
4 |
2,3 |
28 |
хореограф |
1 |
0,6 |
7 |
инженер |
4 |
2,3 |
29 |
сварщик |
1 |
0,6 |
8 |
актер |
4 |
2,3 |
30 |
следователь |
1 |
0,6 |
9 |
учитель |
4 |
2,3 |
31 |
адвокат |
1 |
0,6 |
10 |
программист |
3 |
1,7 |
32 |
механик |
1 |
0,6 |
11 |
гостиничный сервис и туризм |
3 |
1,7 |
33 |
воспитатель |
1 |
0,6 |
12 |
повар |
3 |
1,7 |
34 |
преподаватель |
1 |
0,6 |
13 |
военный |
3 |
1,7 |
35 |
косметолог |
1 |
0,6 |
14 |
хирург |
2 |
1,1 |
36 |
системный администратор |
1 |
0,6 |
15 |
финансист |
2 |
1,1 |
37 |
программист |
1 |
0,6 |
16 |
автослесарь |
2 |
1,1 |
38 |
машинист |
1 |
0,6 |
17 |
таможенник |
2 |
1,1 |
39 |
психолог |
1 |
0,6 |
18 |
дизайнер |
2 |
1,1 |
40 |
прокуратура |
1 |
0,6 |
19 |
бульдозерист |
2 |
1,1 |
41 |
работник РЖД |
1 |
0,6 |
20 |
стилист |
1 |
0,6 |
42 |
техник |
1 |
0,6 |
21 |
ФСБ |
1 |
0,6 |
43 |
эколог |
1 |
0,6 |
22 |
МЧС |
1 |
0,6 |
|
|
|
Как видно из диаграмм, большинство ребят из обоих городов выбрали будущую профессию. Выбранные профессии отдельно по каждому городу приведены в таблицах 4, 5:
Таблица 5
№ |
Выбранная профессия (г. Хабаровск) |
Кол-во человек |
% |
№ |
Выбранная профессия (г. Хабаровск) |
Кол-во человек |
% |
1 |
медицинский работник |
30 |
3,8 |
43 |
сотрудник банка |
3 |
0,4 |
2 |
программист |
22 |
2,8 |
44 |
хореограф |
3 |
0,4 |
3 |
повар |
21 |
2,7 |
45 |
страховщик |
2 |
0,3 |
4 |
сотрудник МЧС |
17 |
2,1 |
46 |
менеджер |
2 |
0,3 |
5 |
военный |
16 |
2,02 |
47 |
модельер |
2 |
0,3 |
6 |
инженер |
15 |
1,9 |
48 |
фитнес-тренер |
2 |
0,3 |
7 |
юрист |
13 |
1,6 |
49 |
госслужащий |
2 |
0,3 |
8 |
учитель |
12 |
1,5 |
50 |
строитель |
2 |
0,3 |
9 |
архитектор |
12 |
1,5 |
51 |
ревизор |
2 |
0,3 |
10 |
психолог |
10 |
1,3 |
52 |
летчик |
2 |
0,3 |
11 |
автомеханик |
10 |
1,3 |
53 |
стюардесса |
2 |
0,3 |
12 |
таможенник |
10 |
1,3 |
54 |
менеджер по туризму |
2 |
0,3 |
13 |
дизайнер |
10 |
1,3 |
55 |
филолог |
2 |
0,3 |
14 |
сотрудник МВД |
9 |
1,1 |
56 |
визажист |
2 |
0,3 |
15 |
механик |
8 |
1,01 |
57 |
слесарь |
1 |
0,1 |
16 |
экономист |
8 |
1,01 |
58 |
экскаваторщик |
1 |
0,1 |
17 |
машинист |
8 |
1,01 |
59 |
нефтяник |
1 |
0,1 |
18 |
сотрудник РЖД |
7 |
0,9 |
60 |
косметолог |
1 |
0,1 |
19 |
музыкант |
7 |
0,9 |
61 |
кинолог |
1 |
0,1 |
20 |
переводчик |
6 |
0,8 |
62 |
фармацевт |
1 |
0,1 |
21 |
технолог |
6 |
0,8 |
63 |
космонавт |
1 |
0,1 |
22 |
журналист |
6 |
0,8 |
64 |
кинооператор |
1 |
0,1 |
23 |
прокурор |
6 |
0,8 |
65 |
телеведущий |
1 |
0,1 |
24 |
кондитер |
5 |
0,6 |
66 |
скульптор |
1 |
0,1 |
25 |
парикмахер |
5 |
0,6 |
67 |
токарь |
1 |
0,1 |
26 |
логист |
5 |
0,6 |
68 |
преподаватель доп. образования |
1 |
0,1 |
27 |
сварщик |
5 |
0,6 |
69 |
режиссер |
1 |
0,1 |
28 |
воспитатель |
4 |
0,5 |
70 |
судья |
1 |
0,1 |
29 |
системный администратор |
4 |
0,5 |
71 |
дорожный строитель |
1 |
0,1 |
30 |
спортсмен |
4 |
0,5 |
72 |
риэлтор |
1 |
0,1 |
31 |
лингвист |
4 |
0,5 |
73 |
тракторист |
1 |
0,1 |
32 |
помощник машиниста |
4 |
0,5 |
74 |
водитель |
1 |
0,1 |
33 |
бухгалтер |
4 |
0,5 |
75 |
судмедэксперт |
1 |
0,1 |
34 |
актер |
4 |
0,5 |
76 |
ветеринар |
1 |
0,1 |
35 |
художник |
3 |
0,4 |
77 |
пилот |
1 |
0,1 |
36 |
следователь |
3 |
0,4 |
78 |
аквалангист |
1 |
0,1 |
37 |
адвокат |
3 |
0,4 |
79 |
автокрановщик |
1 |
0,1 |
38 |
медсестра |
3 |
0,4 |
80 |
авиаинженер |
1 |
0,1 |
39 |
сотрудник ФСБ |
3 |
0,4 |
81 |
электромонтажник |
1 |
0,1 |
40 |
проектировщик |
3 |
0,4 |
82 |
электрик |
1 |
0,1 |
41 |
криминалист |
3 |
0,4 |
83 |
электроник |
1 |
0,1 |
42 |
геодезист |
3 |
0,4 |
84 |
писатель |
1 |
0,1 |
Как видно из таблиц, наибольшей популярностью и в Хабаровске, и в Комсомольске-на-Амуре пользуется профессия медицинского работника.
В таблице 6 представлен рейтинг выбранных профессий.
Таблица 6
Выбранная профессия |
|||
г. Хабаровск |
рейтинг |
г. Комсомольск-на-Амуре |
рейтинг |
медицинский работник |
1 |
медицинский работник |
1 |
программист |
2 |
автомеханик |
2 |
повар |
3 |
юрист |
3 |
сотрудник МЧС |
4 |
банковский работник |
3 |
военный |
5 |
бухгалтер |
4 |
инженер |
6 |
экономист |
4 |
юрист |
7 |
инженер |
4 |
учитель |
8 |
актер |
4 |
архитектор |
8 |
учитель |
4 |
психолог |
9 |
программист |
5 |
автомеханик |
9 |
гостиничный сервис и туризм |
5 |
таможенник |
9 |
повар |
5 |
дизайнер |
9 |
военный |
5 |
сотрудник МВД |
10 |
хирург |
6 |
Ответ на вопрос «Определились ли вы с выбором образовательной организации?» представлен на рисунке 6:
Рис. 6. Определились ли вы с выбором образовательной организации?
Как видно из диаграмм, более половины ребят из обоих городов на момент опроса не определились с выбором образовательной организации. При сравнении данных выявлено, что в Комсомольске-на-Амуре количество неопределившихся на 11,6% больше, чем в Хабаровске.
Рейтинги выбранных образовательных организаций по городам представлены в таблицах 7, 8 (названия образовательных организаций взяты из анкет, их неправильное написание подтверждает недостаточную информированность):
Таблица 7
Выбранная ПОО (г. Комсомольск-на-Амуре) |
Кол-во человек |
% |
КСК |
8 |
4,6 |
Медицинский колледж |
6 |
3,4 |
КАТТ |
5 |
2,9 |
ДВФУ |
5 |
2,9 |
Китис |
5 |
2,9 |
КнАГТУ |
4 |
2,3 |
ЛПТ |
4 |
2,3 |
АМГПГУ |
4 |
2,3 |
ПОУ 11 |
2 |
1,1 |
Техникум экономики и права |
2 |
1,1 |
ДВЮИ МВД |
1 |
0,6 |
ПОУ 2 |
1 |
0,6 |
ДВГМУ |
1 |
0,6 |
ДВГУПС |
1 |
0,6 |
ХГИИК |
1 |
0,6 |
СМТ |
1 |
0,6 |
ДВГГУ |
1 |
0,6 |
Таблица 8
№ |
Выбранная ПОО (г. Хабаровск) |
Кол-во человек |
% |
№ |
Выбранная ПОО (г. Хабаровск) |
Кол-во человек |
% |
1 |
ХТЖТ |
24 |
3,03 |
19 |
ДВГМИЭК |
5 |
0,6 |
2 |
ДВГУПС |
23 |
2,9 |
20 |
ДВГГУ |
5 |
0,6 |
3 |
ХАДТ |
21 |
2,7 |
21 |
ХДСТ |
3 |
0,4 |
4 |
ХПЭТ |
17 |
2,2 |
22 |
ХТВТ |
3 |
0,4 |
5 |
ДВГМУ |
17 |
2,2 |
23 |
СКИФ |
2 |
0,3 |
6 |
ХПК |
15 |
1,9 |
24 |
Банковская школа |
2 |
0,3 |
7 |
ХТЭТ |
14 |
1,8 |
25 |
КИТИС |
2 |
0,3 |
8 |
ДВЮИ МВД |
14 |
1,8 |
26 |
ДВАГС |
2 |
0,3 |
9 |
ХСТ |
12 |
1,5 |
27 |
ХГИИК |
2 |
0,3 |
10 |
Колледж искусств |
11 |
1,4 |
28 |
Хабаровская духовная семинария |
1 |
0,1 |
11 |
ХТК |
11 |
1,4 |
29 |
ДВИМО |
1 |
0,1 |
12 |
ТОГУ |
11 |
1,4 |
30 |
Институт связи |
1 |
0,1 |
13 |
ДВФУ |
8 |
1,01 |
31 |
ПОУ 3 |
1 |
0,1 |
14 |
Техникум связи |
7 |
0,9 |
32 |
Технический колледж |
1 |
0,1 |
15 |
ХГАЭП |
7 |
0,9 |
33 |
МЧС Владивосток |
1 |
0,1 |
16 |
ДВРАП |
7 |
0,9 |
34 |
ПОУ 16 |
1 |
0,1 |
17 |
ХМК |
5 |
0,6 |
35 |
ДВТГиК |
1 |
0,1 |
18 |
Погран. институт ФСБ |
5 |
0,6 |
|
Рис. 7. Что вы знаете о выбранной профессии?
Абитуриенты обоих городов о выбранной профессии знают, прежде всего, следующее: какими профессиональными качествами они овладеют в процессе обучения и где можно получить эту профессию.
Рис. 8. Факторы, повлиявшие на выбор профессии
Большую роль в профессиональном самоопределении будущих абитуриентов играют родители, семья, что подтверждает важность профориентационной работы среди родителей абитуриентов.
Рис. 9. Факторы, определившие ваш выбор образовательной организации
У абитуриентов г. Комсомольска-на-Амуре главным фактором, определившим выбор образовательной организации, стала качественная подготовка по специальности (39,7%). У абитуриентов г. Хабаровска – советы родителей, друзей, педагогов, знакомых.
Рис. 10. Источники получения информации
У школьников Хабаровска наиболее популярным источником информации является Интернет (42,6%), у школьников Комсомольска-на-Амуре – родители (45,9%).
Родители, семья, являются одним из главных источников информации в формировании у детей направлений профессионального самоопределения. В связи с этим возникла необходимость изучить информированность самих родителей.
В таблице 9 представлен рейтинг востребованных, по мнению родителей, профессий в Хабаровском крае.
Таблица 9
№ |
Востребованные профессии по мнению родителей |
Кол-во человек |
% |
№ |
Востребованные профессии по мнению родителей |
Кол-во человек |
% |
1 |
рабочие |
96 |
22,5 |
26 |
технические |
10 |
2,3 |
2 |
строитель |
14 |
3,3 |
28 |
работник торговли |
6 |
1,4 |
3 |
сварщик |
6 |
1,4 |
29 |
продавец |
4 |
0,9 |
4 |
водитель |
4 |
0,9 |
30 |
сотрудник полиции |
3 |
0,7 |
5 |
слесарь |
3 |
0,7 |
31 |
сотрудник РЖД |
3 |
0,7 |
6 |
газоэлектросварщик |
3 |
0,7 |
32 |
авиастроение |
3 |
0,7 |
7 |
парикмахер |
3 |
0,7 |
33 |
психолог |
2 |
0,5 |
8 |
машинист |
2 |
0,5 |
34 |
нефтехимия |
2 |
0,5 |
9 |
повар |
2 |
0,5 |
35 |
воспитатель |
2 |
0,5 |
10 |
станочник |
2 |
0,5 |
36 |
технолог |
2 |
0,5 |
11 |
токарь |
2 |
0,5 |
37 |
сотрудник МЧС |
2 |
0,5 |
12 |
электрик |
1 |
0,2 |
38 |
переводчик |
2 |
0,5 |
13 |
клепальщик |
1 |
0,2 |
39 |
аудитор |
1 |
0,2 |
14 |
крановщик |
1 |
0,2 |
40 |
финансист |
1 |
0,2 |
15 |
бульдозерист |
1 |
0,2 |
41 |
маркетолог |
1 |
0,2 |
16 |
монтажник |
1 |
0,2 |
42 |
военнослужащий |
1 |
0,2 |
17 |
механик |
1 |
0,2 |
43 |
логист |
1 |
0,2 |
18 |
медработник |
55 |
12,9 |
44 |
оператор |
1 |
0,2 |
19 |
инженер |
38 |
8,9 |
45 |
дизайнер |
1 |
0,2 |
20 |
педагог |
36 |
8,5 |
46 |
судостроение |
1 |
0,2 |
21 |
юрист |
19 |
4,5 |
47 |
лесная отрасль |
1 |
0,2 |
22 |
программист, ИТ |
14 |
3,3 |
48 |
сфера обслуживания |
1 |
0,2 |
23 |
менеджер |
13 |
3,1 |
49 |
предприниматель |
1 |
0,2 |
24 |
экономист |
11 |
2,6 |
50 |
сотрудник банка |
1 |
0,2 |
Родители, так же как и школьники, считают рабочую профессию самой востребованной.
Родителям был задан вопрос «Какую профессию вы бы хотели для своего ребенка?» Рейтинг желаемых профессий представлен в таблице 10.
Таблица 10
№ |
Какую профессию вы бы хотели для своего ребенка? |
Кол-во человек |
№ |
Какую профессию вы бы хотели для своего ребенка? |
Кол-во человек |
1 |
которую сам выберет |
45 |
25 |
станочник |
2 |
2 |
врач |
38 |
26 |
пиар |
2 |
3 |
юрист |
23 |
27 |
менеджер |
2 |
4 |
инженер |
24 |
28 |
рабочий |
2 |
5 |
ИТ, программист |
15 |
29 |
сварщик |
2 |
6 |
военный |
8 |
30 |
финансист |
2 |
7 |
экономист |
8 |
31 |
судья |
2 |
8 |
психолог |
7 |
32 |
инспектор по кадрам |
1 |
9 |
учитель |
6 |
33 |
оператор ЭВМ |
1 |
10 |
МВД |
6 |
34 |
электрик |
1 |
11 |
переводчик |
6 |
35 |
лаборант |
1 |
12 |
дизайнер |
5 |
36 |
сотрудник банка |
1 |
13 |
повар |
4 |
37 |
спортивный тренер |
1 |
14 |
специалист по защите информации |
4 |
38 |
механик |
1 |
15 |
архитектор |
4 |
39 |
электрик |
1 |
16 |
МЧС |
3 |
40 |
водитель |
1 |
17 |
адвокат |
3 |
41 |
автокрановщик |
1 |
18 |
РЖД |
5 |
42 |
воспитатель |
1 |
19 |
ФСБ |
3 |
43 |
маркетолог |
1 |
20 |
лингвист |
3 |
44 |
технолог |
2 |
21 |
парикмахер |
3 |
45 |
кинолог |
1 |
22 |
прокурор |
3 |
46 |
бухгалтер |
1 |
23 |
логист |
2 |
47 |
ветеринар |
1 |
24 |
таможня |
2 |
48 |
филолог |
1 |
|
|
|
49 |
физик-ядерщик |
1 |
Рис. 11. Рассматриваете ли вы возможность обучения вашего ребенка в профессиональных образовательных организациях (техникумы, колледжи, профессиональные училища)
Как показал анализ анкет, большая часть опрошенных родителей (45,8%) допускает возможность обучения своего ребенка в профессиональных образовательных организациях, а 31,5% будут рассматривать такую возможность обучения только в крайнем случае. 19,5% родителей ответили, что ни при каких условиях не отдадут своего ребенка в данные образовательные организации. Это свидетельствует об их нацеленности на высшую школу. Затруднились с ответом 1,6% респондентов, 0,2% указали, что ребенок после 9 класса продолжит обучение в школе.
Информированность родителей о работе профессиональных образовательных организаций начального/среднего профессионального уровня подготовки представлена в таблице 11.
Таблица 11
% |
Хорошо знаю об этом |
Что-то знаю |
Не знаю ничего об этом |
Затрудняюсь ответить |
Условия поступления |
34,7 |
44,1 |
9,6 |
5,4 |
Направления подготовки специалистов |
24,4 |
46,7 |
10,8 |
9,2 |
Уровень подготовки специалистов |
23,9 |
38,5 |
17,1 |
11,7 |
Условия обучения |
31,2 |
37,1 |
14,1 |
8,7 |
Как видно из таблицы, родители имеют определенное представление о работе профессиональных образовательных организаций: об условиях поступления – 44,1%, о направлениях подготовки – 46,7%, об уровне подготовки – 38,5%, об условиях обучения – 37,1%.
34,7% хорошо знают об условиях поступления, 9,6% ничего не знают об этом. Меньше всего родители осведомлены об уровне подготовки.
На вопрос «Если допустить, что вам пришлось бы выбирать про